№4 от 04.04.2020


Александр Мальцев.

Четырёхкратный чемпион мира, четырёхкратный чемпион Европы по синхронному плаванию. Интервью


Елена Чапленко: Как изменилась Ваша система тренировок в связи с введением режима карантина? Удаётся ли Вам извлечь пользу в предлагаемых условиях?

 

Александр Мальцев: Первое время, когда всё только начиналось, тренировки продолжались в обычном режиме, на нашей спортбазе «Озеро Круглое» в Подмосковье. Дальше, по мере изменения ситуации, было принято решение о самоизоляции, и мы не выезжали с базы, то есть свой выходной мы проводили тоже на базе. А уже начиная с субботы, с 28 марта, согласно Указу Правительства, мы перешли на карантин и сидим дома, без тренировок. Сейчас мы поддерживаем форму только в домашних условиях.

 

Елена Чапленко: Расскажите, пожалуйста, о Ваших новых образах и программах.

 

Александр Мальцев: У меня в этом году новая партнёрша – Олеся Платонова, в связи с тем, что Майя Гурбанбердиева получила травму и проходит восстановление. И мы планировали одну из программ, техническую, оставить прежнюю – «Танго», а произвольную программу сделать новую. Пока что не могу раскрывать, какими будут наши образы в произвольной программе. А буквально в последние дни тренировок решили пробовать ставить и новую техническую программу, потому что всё-таки с «Танго» мы выступали уже два года. И сейчас всё это тоже «повисло в воздухе». Произвольная у нас уже точно есть, а относительно технической – всё будет зависеть от того, как дальше будут развиваться события. Возможно, на каких-то стартах мы ещё выступим с «Танго», а на основных стартах покажем новую техническую программу. В общем, сейчас полная неопределённость, сложно что-то прогнозировать.

 

Елена Чапленко: За последнее время у Вас появились неожиданные соперники?

 

Александр Мальцев: Сказать, что именно неожиданные, наверное, нет, нельзя. Сейчас основными нашими соперниками являются итальянцы. Но бывают случаи каких-то неожиданных прорывов у других пар. Например, японцы, которые на Чемпионате мира в Казани в 2015 году были только пятыми-шестыми, на Чемпионате мира в 2017 году стали уже четвёртыми. А на Чемпионате мира в 2019 году японцы в двух программах поднялись на третье место, причём обыграв одних из лидеров соревнований – американцев! Это был настоящий прорыв для японского микст-дуэта. Также очень сильно нас удивили китайцы. Впервые китайский микст-дуэт показался на коммерческом турнире в 2016 году с достаточно слабыми программами. А на прошедшем Чемпионате мира в 2019 году эта пара заняла пятое место – тоже мощный прорыв. Поэтому можно говорить о том, что все прогрессируют, многие страны заинтересованы в развитии смешанного синхронного плавания, и это интересно и актуально. Появляются страны, которые не были сильны среди женщин, но вот их микст-дуэты показывают достаточно хорошие результаты, например, Бразилия, Колумбия. Всё больше и больше сильных пар среди юниоров, поэтому впереди, я думаю, будет много всего интересного. 

 

Елена Чапленко: Когда-либо Вы ощущали эмоциональную усталость в широком смысле?

 

Александр Мальцев: Эмоциональная усталость, конечно, бывает, когда ты много тренируешься, когда каждый день одно и то же. И уже хочется попробовать что-то другое, начать развиваться в другом направлении. В общем-то, я и стараюсь помимо спорта заниматься саморазвитием. Бывают такие моменты, когда вот всё надоедает, но в то же самое время ты понимаешь, что это какое-то временное чувство, что его надо пройти, потому что впереди стоят большие задачи и цели.

 

Елена Чапленко: Стоит ли ждать изменений в международной системе судейства при оценке микст-дуэтов?

 

Александр Мальцев: Я думаю, что в судействе будут изменения. Единственное, что я не могу точно сказать, какие именно, поскольку я не состою в техкоме FINA. Хотя свои предложения по этому вопросу я вносил, они обсуждались с нашим председателем техкома на международном уровне. Конечно, методы оценки микст-дуэтов должны отличаться от женских дуэтов. Думаю, что было бы интересно и правильно, если бы судьи ставили не общую оценку, как сейчас, а раздельную – мужчине и женщине. По крайней мере, оценка за технику исполнения должна быть раздельной, потому что возможности исполнения тех или иных элементов у мужчин и у женщин разные в виду их физиологических особенностей. Поэтому должны быть разные коэффициенты сложности и, соответственно, разные оценки.

 

Елена Чапленко: В настоящее время какие элементы Вам даются наиболее тяжело? С чем это связано?

 

Александр Мальцев: Я, в принципе, нахожусь на таком уровне, что элемента, который мне было бы очень тяжело сделать, наверное, нет. Но если говорить о том, что требует большей подготовки, то это, конечно, упражнения на гибкость, элементы, связанные с гибкостью. Например, силовые элементы – я зашёл и сделал, а для выполнения элементов, связанных с гибкостью, предварительно необходимо размяться, подготовиться, иначе этот элемент просто не получится в том виде, в котором он должен быть.

 

Елена Чапленко: Вам была бы интересна тренерская работа?

 

Александр Мальцев: Тренерская работа мне очень нравится, интересно работать и с детьми, и со взрослыми спортсменами. Я даже ставил программы синхронисткам и микст-дуэтам. Всегда интересно наблюдать, как под твоим руководством спортсмены прогрессируют. Я окончил РГУФКСМиТ по тренерскому профилю и сейчас продолжаю учёбу в аспирантуре, но это уже научная работа. Поэтому, конечно, я бы хотел попробовать себя в качестве тренера на самом серьёзном уровне.

 

Елена Чапленко: Как Вы охарактеризуете почерк Ваших программ – произведений?

 

Александр Мальцев: Думаю, что основная черта, которая характеризует наши программы, – это художественная составляющая. Потому что, несмотря на то что наш вид спорта – художественный, и у нас оценивается не только техника исполнения и уровень сложности программы, но и художественная часть, то есть артистизм, художественное впечатление, и это составляет 50% оценки, далеко не все спортсмены учитывают это правило. Поэтому, к сожалению, мы часто видим, что многие программы похожи одна на другую, и выглядит это как обычная гимнастика, а не как действительно высокохудожественное произведение. Мы, в свою очередь, отводим большую роль художественной составляющей программы – мы всегда исходим от образа, от музыки, которую используем, в этом плане у нас всё выверено до мелочей. Даже, казалось бы, такая деталь, как купальник в своей основе имеет огромное количество эскизов, из которых выбирается тот, что наиболее полно будет характеризовать наш образ. То же самое касается музыки, которая десятки раз корректируется. Так как мы используем не целостное произведение, а отдельные его части, то они должны быть удачно скомпилированы между собой. Соответственно образ мы создаём, опираясь на это музыкальное произведение. При построении хореографии мы вдохновляемся и балетными постановками, и другими произведениями искусства любого жанра.

 

Елена Чапленко: За период времени от Вашей первой крупной победы и до сегодняшнего дня как менялось Ваше отношение к себе самому, как к спортсмену?

 

Александр Мальцев: За период от первой крупной победы и до сегодняшнего дня у меня действительно поменялось отношение ко многим вещам. В самом начале больше всего хотелось выиграть, завоевать международные титулы и доказать тем, кто не верил в наш вид спорта, что это возможно. Но когда я уже стал чемпионом мира и чемпионом Европы, я начал также обращать внимание на необходимость передать свой опыт другим ребятам, вдохновить их на занятие этим видом спорта. Ребята сами говорили, что вдохновились моим примером, и мне, конечно, это очень приятно. То же самое касается и культивирования нашей дисциплины на международном уровне. Я веду переговоры с представителями разных стран и пытаюсь объяснить, насколько это важно – проводить подготовку ребят-синхронистов – для развития синхронного плавания в целом. Со мной соглашаются. Один из важнейших моментов на сегодняшний день – это добиться включения соревнований смешанных дуэтов в программу Олимпийских игр.

 

Елена Чапленко: Для Вас важно удивить, поразить болельщиков?

 

Александр Мальцев: Конечно, для нас важно удивить болельщиков, потому что успех наших выступлений зависит не только от судейских оценок, но и от реакции зрителей, от поддержки зрительного зала и тех людей, которые смотрят на нас через экраны. Это очень важно! Это – энергия, которая поддерживает и мотивирует. Все свои программы мы делаем для зрителей. Причём судьи – это те же самые зрители, только оценивающие тебя с профессиональной точки зрения.



Фотографии - из личного архива Александра Мальцева

Контакты

Учредитель: ООО "Редакция газеты "Мир и Личность"

Адрес: 115093, г. Москва, ул. Большая Серпуховская, дом 44

E-mail: press@zhiznvstileart.ru

Тел.: 8-916-246-70-84

Главный редактор: Чапленко Е.П.

 

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

При использовании материалов сайта ссылка на издание "Жизнь в стиле Арт" обязательна.

© Жизнь в стиле Арт - 2018-2020