№9 от 27.06.2020


Иван Великанов. Интервью с дирижёром


Елена Чапленко: В сложившихся условиях каким образом Вам удаётся организовывать творческий процесс?

 

Иван Великанов: Как правило, дирижёр – это музыкант, владеющий каким-то инструментом, или ещё как-то связанный с музыкой, не только «через руки», так сказать. Конечно, взаимодействия с оркестром и выступлений очень не хватает, но я занимаюсь на цинке (это старинный духовой инструмент), на фортепиано, сочиняю музыку (у меня помимо дирижёрского имеется композиторское образование), делаю оркестровку. В общем, стараюсь не скучать.

 

Елена Чапленко:  Вы придерживаетесь мнения, что дирижёр должен быть лидером всегда?

 

Иван Великанов: В принципе, это его функция, как музыкального руководителя. Но понятие лидер не обязательно означает непременное навязывание своей воли или своего мнения всем и всегда. Хорошая идея может прийти в голову любому из музыкантов оркестра, и если он сумеет грамотно и вовремя (не внося суматоху в репетиционный процесс) её донести, глупо будет со стороны дирижёра её отвергать просто из страха потерять авторитет. Лидер тоже может быть демократичным, в принципе.

 

Елена Чапленко: Какие главные отличия между русской и европейской дирижёрскими школами Вы бы отметили?

 

Иван Великанов: Дирижёрских школ достаточно много. Не стоит преувеличивать «особенности национальной охоты» в данном вопросе: гораздо больше зависит от конкретной яркой личности дирижёра и(или) педагога. Игорь Маркевич, Феликс Вейнгартнер... да множество есть имён, повлиявших на очень разное отношение к дирижированию. Уже во времена формирования этой профессии (с середины XIX века, профессия ведь достаточно молодая) сложилось два разных, противоположных представления: дирижёр-капельмейстер, отбивающий такт, помогающий музыкантам разобраться а тексте и не сбиваться на сцене, в понимании одних, и дирижёр-посредник между композитором и оркестром (и публикой), вдохновляющий музыкантов выступить по-настоящему интересно, ярко, музыкально – при том, что в принципе они могут ноты все сыграть и без него, выполнив всё, написанное автором музыки. Впоследствии во всех дирижёрских школах присутствует некий компромисс между ремеслом и магией, так сказать. Что до национальных черт – ну, например, знаменитая Петербургская школа уходит корнями в Германию и Австрию...

 

Елена Чапленко: Вам приходилось сталкиваться с ситуацией, когда Вы не понимали музыкальный текст?

 

Иван Великанов: В современной академической музыке встречается очень сложная запись, которую при первом взгляде «не раскусишь». Но как правило, можно разобраться, особенно если осилить несколько страниц объяснений композитор, что же, собственно, и как именно играть.

 

Елена Чапленко: Какой музыкальный инструмент является наиболее редким в составе симфонического оркестра?

 

Иван Великанов: В истории оркестра постоянное расширение и обогащение новыми тембрами – норма. Новая краска попадает в палитру, и вскоре глаз привыкает к ней. Вот также и тут: в XIX веке ввели видовые деревянные духовые – английский рожок, бас-кларнет (флейта-пикколо уже у Моцарта встречается, то есть раньше); Жорж Бизе в «Арлезианке» впервые ввёл саксофон, которым теперь в оркестре уже никого не удивишь. На сегодняшний день удивить в оркестре невозможно никаким инструментом, пожалуй, ибо и дрель, и автомобильные гудки – все уже не раз применялось.

 

Елена Чапленко: На Ваш взгляд, темперамент дирижёра влияет на его взаимодействие с музыкантами в процессе дирижирования?

 

Иван Великанов: Безусловно. Как же может быть иначе? Дирижер – живой человек. Для одного дирижёра взмахнуть палочкой над головой в кульминационной точке музыкального сочинения вполне естественно, для другого же – это из ряду вон выходящее событие, нарушение привычных для него «рамок»...

 

Елена Чапленко: Кто из дирижёров современности вызывает у Вас наибольший интерес?

 

Иван Великанов: Очень сложно сказать. Я не уверен, что в современной плюралистической музыкальной реальности есть вполне универсальные музыканты; другими словами, есть такие замечательные пропагандисты современной академической музыки, как Владимир Юровский и Теодор Курентзис, в то же время мне посчастливилось живьём видеть и слышать замечательные выступления Клаудио Аббадо, Курта Мазура, Мюнга Вун Чунга, Жорди Саваля (представляющего совершенно особую, очень близкую мне ветвь так называемого «исторически информированного исполнительства», фактически основанную Никулаусом Арнонкуром). Мой покойный профессор Г.Н. Рождественский заслуживает отдельных слов, равно как и очень разные и по-своему замечательные – Александр Лазарев, Михаил Юровский, Джон Элиот Гардинер, сэр Роджер Норрингтон...

 

Елена Чапленко: Что бы Вы хотели усовершенствовать в своём мастерстве?

 

Иван Великанов: Буквально всё! В нашей профессии человек учится всю жизнь. Фактически, перестать учиться для музыканта – значит потерять интерес к музыке и проститься с профессией. И дирижёров это касается в первую очередь: ведь они, как правило, учатся непосредственно дирижированию уже во взрослом возрасте, или по крайней мере – не в детстве. Думаю, самое сложное (и именно это мне бы хотелось усовершенствовать более всего) точно формулировать свои пожелания на репетициях, не теряя контакта с оркестром и одновременно выбранной линии её проведения, а также банально грамотно распределяя время. Это очень сложно. Даже среди великих Маэстро были те, кто, увлекаясь деталями, подчас не успевали толком выучить с оркестром всё произведение...

 

Елена Чапленко: Какая главная задача стоит перед Вами на сегодняшний день?

 

Иван Великанов: Наверное, более всего – найти своё применение в узком смысле, найти тот коллектив, которому я мог бы действительно помочь выйти на иной уровень, или – добавляя пафоса – подарить новое дыхание, новую жизнь в мире творчества. И параллельно с тем, я бы хотел воплотить мои музыкальные мечты в основанных мною коллективах (Камерном Оркестре Тарусы и ансамбле старинной музыки Alta Capella), и помочь этим коллективам полноценно «встать на ноги» и доказать миру свою безусловную музыкальную состоятельность.



Фотографии - из личного архива Ивана Великанова

Контакты

Учредитель: ООО "Редакция газеты "Мир и Личность"

Адрес: 115093, г. Москва, ул. Большая Серпуховская, дом 44

E-mail: press@zhiznvstileart.ru

Тел.: 8-916-246-70-84

Главный редактор: Чапленко Е.П.

 

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

При использовании материалов сайта ссылка на издание "Жизнь в стиле Арт" обязательна.

© Жизнь в стиле Арт - 2018-2020