№3 от 01.04.2020


Живописный мир Олега Кроткова


Олег Кротков (1929-2013) родился в Москве. Учился в МИПИДИ, затем перевёлся в Художественный институт города Тарту (Эстония) и в 1955 году успешно окончил его. В течение года работал преподавателем в Костромском художественном училище. В 1957 году вернулся жить и работать в родную Москву. По рекомендации академика Павла Корина и живописца Сергея Ивашева-Мусатова в 1963 году художник вступил в МОСХ СССР (секция живописи). Это была пора необычайно плодотворная: увлечённая работа в области монументальной живописи, ряд работ в архитектуре. Станковая живопись была богато представлена портретами, пейзажами, натюрмортами. Особое место в творчестве занимала работа в области натюрморта, в которой художник выразил своё философское видение и прочтение традиций «русского реализма» на фоне ворвавшегося в качестве авангардного направления нового веяния в живописи.

«Пора оттепели» заставляла задумываться, осмысливать, принимать оригинальные решения. Создать синтез между новыми тенденциями и классическими традициями. Именно Олег Кротков, как и ряд других, современных ему художников, стояли у истоков этого синтеза. Умалить значение этого невозможно. С тех пор прошло полвека, некоторые из так называемых «шестидесятников» стали величинами мирового значения, некоторые ещё недостаточно изучены по тем или иным объективным или субъективным причинам. К таким художникам можно отнести и Олега Кроткова, причислив его к славной когорте шестидесятников России – Краснопевцеву, Звереву, Яковлеву и другим.

Судьба благосклонно позволила Олегу Кроткову состояться как художнику с новаторским видением современных социальных явлений, базируясь при этом на добротной, проверенной веками мировой и, в частности, русской традиционной живописи.

Одним из условий формирования художника явилось то обстоятельство, что в юношеском возрасте, в 1944-ом году, во время войны, он был принят в студию Сергея Михайловича Ивашева-Мусатова. Изостудия в ЦСПС находилась в Доме Союзов, в старинном особняке бывшего Дворянского Собрания. С.М. Ивашев-Мусатов, как известно, являлся одним из любимых учеников «Русского Сезана» Ильи Машкова – члена объединения «Бубновый валет». «Ивашев-Мусатов был преданным и талантливым преемником своего выдающегося педагога. Он активно проповедовал машковский метод обучения колористической живописи, состоявшей из комплекса специальных заданий и приёмов, пробуждающих в учениках «эмоционально-образный, интуитивный и в то же время сознательный подход к натуре». (Из статьи О. Кроткова «Я вспоминаю».)

Именно в это время Олег Кротков познакомился и подружился с Владимиром Вейсбергом, который также являлся студийцем Ивашева-Мусатова. На протяжении трёх лет, в 1946-1948 годах Олег Кротков встречался с Вейсбергом почти ежедневно. Это общение оказало на Кроткова огромное влияние при формировании его как высокопрофессионального художника.

«Я хорошо помню его натюрморты того времени. Это были интересные, чистые и вместе с тем музыкальные отношения цветов, и уже тогда не только изображения предметов, но и некая сверхпредметная реальность, когда мы вместе обсуждали какие-либо работы, и он говорил: «Здесь есть второй план». Это было его главной положительной оценкой. Под словами «второй план» он имел в виду то сверхрациональное, трудноопределяемое словами качество живописи, её язык, ради которого она и существует», - пишет Кротков.

Мы отчётливо видим художественную преемственность поколений на примере отдельно взятой нами логичной и неразрывной связи накопления знаний, постижения методов восприятия, осмысления и передачи видения на бумагу или холст. В нашем случае, это живописцы 18-20-х веков русского реализма – колористы «Бубнового валета» (И. Машков), преемники и ученики (С. Ивашев-Мусатов, плеяда шестидесятников, среди которых В. Вейсберг и О. Кротков).

Живописные работы Олега Кроткова находятся в ряде музеев: в московском Музее современного искусства, в московском Музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе, художественных музеях Костромы, Павлодара, Пущино, а также в частных собраниях России, Беларуси, Бельгии, Израиля, Канады, США и Чехии.

С начала 80-х годов было организовано более двадцати персональных выставок художника в России, Израиле, Финляндии. Например, в 2007 году состоялась выставка О. Кроткова в Доме-Музее Марины Цветаевой (Москва), в 2008 и 2010 годах – в Муниципальной галерее Беэр-Шева и Иерусалимском центре искусств «Дом качества».

В 2009 году мэр города Беэр-Шева вручил Кроткову знак отличия Министерства абсорбции за выдающийся вклад в культуру Израиля в области искусства.

Персональная выставка в Русском музее (музей Людвига в Русском музее) в 2013-2014 годах прошло с большим успехом. Впервые на вернисаже среди друзей и близких не было автора…

До недавнего времени дом Кротковых стоял на Садовом кольце. Старинному дворянскому роду Кротковых в 1621 году было пожаловано поместье. (Энциклопедия Брокгауза и Эфрона, 1895г., родовая книга Московской губернии). Предки художника по материнской линии с 16 века были московскими старообрядцами.

Творческое родство Олега Кроткова с русской культурой исключительно внутреннее, и дело здесь не в формальных признаках, не в национальности, не в том, где он родился, учился, работал и жил. Причина этого внутреннего родства заключается в том гуманизме, в той искренней любви, которая отличает лучшие произведения русского искусства, в беспредельной убеждённости самого художника, что на свете нет ничего значимее человека и окружающей его природы. И назначение настоящего мастера – находить и раскрывать в своих произведениях эту значимость и уникальность.

Древние римляне говорили: «Человеческая жизнь коротка. Искусство вечно». Это высказывание подтвердилось временем, обнажив свою мировоззренческую и истинно философскую основу.

Вера в особую миссию искусства, в его исключительную силу и самоценность была свойственна замечательному художнику Олегу Кроткову. Созданные им более чем за полвека картины продолжают жить и дарить зрителям свою красоту, доброту, передавать накопленную мудрость и способность мечтать.

 

Милена Свит  



Фотографии работ Олега Кроткова выполнила Галина Бусарова

Контакты

Учредитель: ООО "Редакция газеты "Мир и Личность"

Адрес: 115093, г. Москва, ул. Большая Серпуховская, дом 44

E-mail: press@zhiznvstileart.ru

Тел.: 8-916-246-70-84

Главный редактор: Чапленко Е.П.

 

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

При использовании материалов сайта ссылка на издание "Жизнь в стиле Арт" обязательна.

© Жизнь в стиле Арт - 2018-2020