№13 от 16.10.2020


Вспоминая Анатолия Алексеевича Иванова

(3 июля 1929 г. – 6 октября 2020 г.)


6 октября 2020 г., ушел из жизни ведущий научный сотрудник отдела Востока Государственного Эрмитажа, доктор исторических наук, выдающийся специалист по культуре Востока, известный историк искусства Ирана, большой знаток культуры Кубачи (Дагестан) Анатолий Алексеевич Иванов (1929-2020). Долгое время (17 лет) А.А.Иванов проработал заведующим Отделом Востока Государственного Эрмитажа. А всего же А.А.Иванов отдал Государственному Эрмитажу 64 года своей жизни.

Анатолий Алексеевич Иванов родился 3 июля 1929 г. в г. Ленинграде. В 1948 г. А.А.Иванов поступил на восточный факультет Ленинградского государственного университета, который окончил в 1953 г. С 1972 г. он – доктор исторических наук. А.А.Иванов – автор более 70 научных работ. Во всем мире известны его работы по художественной бронзе Ирана и сопредельных стран, иранской и среднеазиатской миниатюре, иранским коврам, глиптике и ювелирным изделиям, искусству Кубачи (Дагестан). Они стали эталоном для многих поколений историков, востоковедов.

В 1954 г. А.А.Иванов, еще будучи аспирантом, пришел в Отдел Востока Государственного Эрмитажа, где стал хранителем нескольких основных коллекций исламского искусства. В 1984 г. он был назначен начальником (заведующим) этого Отдела и прослужил на этой должности до 2000 г.

Анатолий Алексеевич принимал активное участие в научной и экспедиционной работе, международном сотрудничестве Эрмитажа. Он ездил в археологические, этнологические экспедиции в Дагестан, Среднюю Азию и Крым. Его научные контакты и круг общения простирались далеко за пределы бывшего Советского Союза и охватывали академические сообщества практически по всему миру. Так, будучи членом-корреспондентом Британской академии наук (был избран в 1991 г.), А.А.Иванов стал автором и соавтором огромного количества научных публикаций и каталогов выставок, посвященных истории средневекового и современного искусства на исламском Ближнем Востоке, включая Иран и Ирак, Турцию, Сирию и Аравийский полуостров, а также Среднюю Азию, Кавказ и Индию эпохи Великих Моголов. Его исторический подход к интерпретации и обсуждению исламского искусства, тщательное изучение исторических источников и подробные исследования происхождения памятников стали отличительными чертами его работы и наглядно продемонстрированы в его публикациях и статьях.

Анатолий Алексеевич Иванов был большим другом кубачинцев. Кубачи стало одним из главных направлений его исследований и путешествий, и большой страстью его жизни. Это село, расположенное в горной местности Дагестана, знаменитое своими художественными традициями, а также известное как центр торговли произведениями искусства, привлекало его уникальными художественными традициями. В 1976 г. А. А.Иванов опубликовал альбом «Искусство Кубачи» (на русском языке), написанный в соавторстве с народным мастером Расулом Алихановичем Алихановым.  А в 2009 г. благодаря Анатолию Алексеевичу в Эрмитаже была открыта постоянная экспозиция искусства Кубачи (Дагестана) XIV – начала XX века, ставшая кульминацией его работы и квинтэссенцией его знаний об искусстве этого региона.

В Кубачи А.А.Иванов стал приезжать в 1960-е годы. Тогда сюда ездили многие. Практика по изучению Кубачи началась еще с дореволюционного времени. Назовем лишь несколько имен. Это академик Френ Христиан Данилович (1782-1851), российский ученый-арабист. С него начинается глубокий научный интерес к культуре Кубачи. Ему принадлежит первая научная статья по кубачиноведению, которая посвящена историческим источникам по этому селу. В 1861 г. в Кубачи приезжает с экспедицией академик Дорн Борис Андреевич (1805-1881), российский ученый-востоковед. Будучи в Кубачи, он подробно зарисовал, описал, а позже издал ряд памятников архитектуры села. Через 20 лет в Кубачи побывал другой российский ученый, будущий академик, ученый-географ Анучин Дмитрий Николаевич (1843-1923). В 1884 г. он издал интересные путевые заметки о быте, искусстве, обычаях многих сел Дагестана, в том числе Кубачи.

Из советских академиков, изучавших искусство Кубачи, и не раз побывавший здесь, был и академик Иосиф Абгарович Орбели (1887-1961), руководивший с 1934 по 1951 год Государственным Эрмитажем.  

Иванов продолжал их дело. В Кубачи молодой А.А.Иванов познакомился с замечательным мастером Расулом Алихановым (1922-2000), продолжателем мастерства своего отца Алихана и научных поисков известного кавказоведа Е.М.Шиллинга (1892-1953). Расул был не только талантливым мастером, но и талантливым краеведом, любителем «старины глубокой». Я помню радость мастера, когда на одной из старинных намогильных плит он с помощью своего друга А.А.Иванова среди арабской каллиграфической вязи сумел прочитать имя Хартум. Его восторг можно было понять, если учесть, что в Кубачи есть тухум, семья Хартумовых. 

Вплоть до смерти друга Расула (умер он в 2000 г.) Анатолий Алексеевич общался с ним как с информатором, соавтором одной из лучших книг об искусстве Кубачи. В кругах историков и искусствоведов-кубачиноведов хорошо известна вышеупомянутая их книга-альбом «Искусство Кубачи» (Л., 1976). Эта книга со статьями автора и «Кубачинскими очерками» Расула стала уникальным явлением в искусствознании, результатом творческого тандема двух культуроведов, объединивших свои творческие поиски. Книга высококлассного специалиста, востоковеда Государственного Эрмитажа и народного мастера Кубачи, полиграфически хорошо изданная, она получилась содержательной в научном плане и выразительной внешне. Читая названных академиков Х.Д.Френа, Б.А.Дорна, Д.Н.Анучина, И.А.Орбели, писавших о Кубачи, и знакомясь с книгой А.А.Иванова и Р.А.Алиханова понимаешь, как глубоко продвинулись ученые новой формации в изучении культуры, искусства Кубачи.  А.А.Иванов остался в памяти кубачинцев как высокообразованный и добрый по характеру человек, специалист с большой буквы.

Кубачинцы глубоко осознают, что ушел из жизни замечательный знаток кубачинской истории, выдающийся востоковед. Его воспринимали в селе как земляка. А книга «Искусство Кубачи» стала библиографической редкостью, она давно настольная книга для многих кубачинцев. Ее ищут по букинистическим магазинам, бережно хранят в домашних коллекциях, откладывают как приданое, дарят детям для библиотек новых квартир. Старшее поколение вспоминают его приезды в Кубачи, спокойную и величавую мудрость выдающегося ученого. Он, как и Расул Алиханов, продолжил поиски И.А.Орбели, Е.М.Шиллинга, многих других российских ученых о Кубачи, его истории, мастерах и уникальных промыслах известного центра народного искусства.

Творческое сотрудничество Анатолия Алексеевича с Расулом Алихановым обогатило дагестанское искусствознание, углубило наши представления об искусстве Дагестана, Кубачи. Его смерть – большая потеря для России, для Кубачи. Добрая память об Анатолии Алексеевиче Иванове будет жить в памяти настоящих и будущих поколений кубачинцев.

Мы раньше писали о выдающемся вкладе русских, российских (русскоязычных) ученых, своими трудами прославивших историю, культуру, искусство и язык села Кубачи. Иванов Анатолий Алексеевич, как и Е.М.Шиллинг, были яркими представителями поколения кубачиноведов новой эпохи. Сегодня в Кубачи общественность задумала стенд-баннер под заголовком «Российские ученые, прославившие культуру, искусство и язык Кубачи». И на нем среди других будет имя и Анатолия Алексеевича Иванова.

В своей многогранной работе заведующего Отделом Востока ГЭ А.А.Иванов кроме Кубачи сосредоточился на исследовании иранского прикладного искусства, которое стало одной из ведущих тем в его работе. Каталог «Ювелирные изделия Востока. Коллекция Особой кладовой отдела Востока Государственного Эрмитажа. Древний, средневековый периоды» 1984 г. (на русском языке), написанный Анатолием Алексеевичем в соавторстве с Владимиром Григорьевичем Лукониным и Людмилой Сергеевной Смесовой, стал настольной книгой для ученых и ценителей искусства. В нем опубликованы шедевры иранского и индийского ювелирного искусства, хранящиеся в Эрмитаже, в том числе уникальная коллекция ювелирных изделий Великих Моголов и великолепных сосудов, преподнесенных русскому императорскому двору посольством Надир Шаха Афшара. Эта публикация дала мощный стимул для дальнейших исследований в этой области последующими поколениями музейных хранителей и реставраторов.

А в другой книге «Искусство Персии» (1996 г.), написанной А.А.Ивановым в соавторстве с В.Г.Лукониным, была поставлена амбициозная задача дать общее представление о развитии искусства Ирана с древних времен до XIX века на примере важнейших памятников, хранящихся в ведущих музеях бывшего Советского Союза, а также познакомить зарубежную аудиторию с их богатейшими коллекциями. Анатолий Алексеевич и его коллеги и соратники Владимир Григорьевич Луконин и Борис Ильич Маршак были первопроходцами, принадлежавшими к одному поколению хранителей Эрмитажа. На протяжении многих лет они работали в тесном сотрудничестве друг с другом, формируя и разрабатывая свой подход к изучению исламского и доисламского искусства, развивая направления, которые стали ключевыми в научной работе Отдела Востока.

Анатолий Алексеевич внес ценный вклад в публикацию каталогов многочисленных выставок, в числе которых «Шедевры исламского искусства в Эрмитаже» (1990 г.), «Земное Искусство – Небесная красота. Искусство Ислама» (1999 г.), «Иран в Эрмитаже. Формирование коллекций» (2003 г., на русском языке), «За стенами дворца. Исламское искусство в собрании Государственного Эрмитажа» (2006 г., на английском языке), «Во дворцах и шатрах: Исламский мир от Китая до Европы» (2008 г., на русском языке) – и это лишь некоторые из его важнейших статей и очерков. Блестящее исследование архивных материалов и музейной документации, а также живой интерес Анатолия Алексеевича к истории Отдела Востока позволили ему проследить происхождение различных групп музейных предметов и, в конечном итоге, восстановить историю бытования нескольких коллекций иранского искусства в собрании Эрмитажа.

При жизни Анатолия Алексеевича вышел и его важный монографический труд «Медные и бронзовые (латунные) изделия Ирана второй половины XIV – середины XVIII века: каталог коллекции» (2014 г., на русском языке), переведенный на английский язык и опубликованный в Лондоне под названием «Copper, Brass and Bronze of Iran: From the Late 14th to the Mid-18th Century in the Hermitage Collection» (Azimuth editions, 2020). Каталог ввел в научный дискурс более 160 экспонатов, хранящихся в Эрмитаже, многие из которых были опубликованы впервые. Изучение металлических изделий из Ирана и исламских металлических изделий VIII – начала XX века, сравнительное исследование развития их декоративных стилей и техник, а также идентификация и атрибуция этих памятников центрам производства – вот некоторые из ключевых интересов Анатолия Алексеевича, в сфере которых он стал специалистом мирового уровня.

Анатолий Алексеевич Иванов вплоть до своей кончины был полон планов и продолжал исследовательскую работу. Он щедро делился своими огромными знаниями с младшими коллегами и принимал активное участие в насыщенной жизни Отдела Востока Государственного Эрмитажа.

И в заключении цитата из некролога о его смерти, составленного его коллегами: «Анатолий Алексеевич стал олицетворением целой эпохи в истории Государственного Эрмитажа и после него остались пустоты, которые будет трудно восполнить. Его уход – огромная утрата и душевное потрясение для всех нас, но светлая память о нем навсегда останется с нами».

 Амирбек Магомедов



Фотографии предоставлены Амирбеком Магомедовым

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС77-72565 от 04 апреля 2018 г.

Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

 

Контакты

Учредитель: ООО "Редакция газеты "Мир и Личность"

Адрес: 115093, г. Москва, ул. Большая Серпуховская, дом 44

E-mail: press@zhiznvstileart.ru

Тел.: 8-916-246-70-84

Главный редактор: Чапленко Е.П.

 

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

При использовании материалов сайта ссылка на издание "Жизнь в стиле Арт" обязательна.

© Жизнь в стиле Арт - 2018-2021